?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Колетт» (2018)



«За каждым великим мужчиной стоит великая женщина», гласит пословица. Значит ли это, что за великой женщиной будет стоять великий мужчина? Вряд ли этого мужчину устроит местечко «за кем-то», которое веками отводилось женщинам. В мужском мире великая женщина вынуждена присваивать себе либо мужской псевдоним, либо манеру поведения, либо то, и другое. Женственность по сей день изгнана в спальни и детские; к творчеству и карьере женщин общество до сих пор относится с подозрением, зачастую снисходительно, отрицая даже их возможность.


Этой патриархальной традиции следует и биографический фильм английского режиссёра и сценариста Уоша Уэстмоленда (и его соавтора Ричарда Глацера) «Колетт», рассказывающий о становлении великой французской писательницы Сидони-Габриэль Колетт, классика французской словесности, члена Гонкуровской академии и одной из незауряднейших женщин прошлого века. Фильм посвящён её ранним годам, но сценарий будто основан на первом абзаце статьи о Колетт из Википедии. Беспомощная режиссерская рука иллюстрирует картинками этот сухой синопсис: вот юная Колетт в Бургундии, вот она с мужем Вилли в Париже посещает светский приём, вот она застала мужа с другой, вот она снова в Бургундии, подвязывает помидорки с мамочкой, вот она вернулась в Париж, вот Вилли запер её в комнате, заставляя писать новый роман, а она, покричав от гнева... Эротично открыв рот, раскрывает очередную тетрадь и берется за перо. Далее Колетт заводит любовницу, а потом, на пороге развода, сама надевает мужской костюм. Авторы фильма позаботились об аккуратном портретном сходстве персонажей со своими историческими прототипами и даже комично копируют мизансцены со старых открыток — Колетт на сцене, Колетт рядом с Мисси занимается гимнастикой. Однако эти копии отнюдь не способствуют художественной правде. Повествование полностью лишено динамики, а стилем и темпом напоминает бесконечное перелистывание затхлого фотоальбома.



Находкой и провалом фильма одновременно стал выбор актрисы на заглавную роль. Дважды номинированная на «Оскар» Кира Найтли, ещё в юности легко покорившая Голливуд, должна была просиять в роли великой писательницы, привлечь инвестиции и зрительское внимание к проекту. Да, у Найтли здесь есть несколько весьма драматичных крупных планов, но нельзя и представить себе более неподходящий актерский типаж на роль стопроцентно женственной и чувственной Колетт, пластика которой завораживала очевидцев. Найтли очень и очень современная актриса — андрогинная женщина-воин с хорошо проработанными дельтами и полным отсутствием грации. Смотреть, как Кира двигается в костюмных ролях настоящее мучение — а ходят в фильме много, заменяя этими проходками отсутствующую режиссуру. Когда же Найтли в роли Колетт пытается флиртовать, то делает это с изяществом нагруженного трамвая. Досадно, что для этой роли не нашлось (не искали?) француженки — хотя, по чести, Колетт это сложнейший для актёрского воплощения образ героини без геройства, которая творила и делала карьеру, не предавая свою женственность, а опираясь на неё, изучая её и описывая. До сих пор это уникальное явление, парадокс живой женской натуры, почти невозможный для театра и кино, основанных на архаичных структурах восприятия. На европейских сценах и экранах милая Афродита удовольствуется амплуа субретки-кокетки либо любовницы, а роли героинь прочно заняли монументальные богини с с копьями, Гера и Афина.

Авторы фильма и не пытались раскрыть ни эту натуру, ни окружение героини, ни дух Прекрасной эпохи, а просто следовали за хронологией биографии писательницы, увлёкшись её пикантными подробностями, словно подростки. Чувственность здесь подменила череда суматошных постельных сцен, эпатаж — трехсекундный общий план с оголённой грудью Найтли, тонкость — волевой порыв. Они даже не удосужились написать для актрисы текст — основной массив реплик принадлежит мужу Колетт, ставшему вторым главным героем картины. Так фильм о женщине превратился в фильм о мужчине, талантливом продюсере своей талантливой жены. Для истории же он остался далеко за её спиной, а образ писательницы (и свободной от ярлыков и стигм феминности) будет ждать своих дальнейших воплощений. Когда-нибудь у киношников это получится — возможно, когда за сценарий и режиссуру проекта будет отвечать женщина.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
korieversson
Nov. 27th, 2018 07:08 pm (UTC)
Ух ты какая офигенная рецензия!
Про фильм не знаю, но смотреть еще сильнее расхотелось, и так из-за Найтли не горела:)
kitaika
Nov. 28th, 2018 03:30 pm (UTC)
Спасибо!

Найтли, кншн, мискаст. А кино типично костюмное, очень старомодное. Зато я скачала себе книжек Колетт и читаю, вот за это спасибо ему))
o_l_e_s_s_i_a
Nov. 28th, 2018 09:16 pm (UTC)
рада видеть
Так фильм о женщине превратился в фильм о мужчине, талантливом продюсере своей талантливой жены.

=)) мда

и спасибо, тоже почитаю
kitaika
Nov. 29th, 2018 11:44 am (UTC)
Re: рада видеть
))

Я читаю ленту, прст редко пишу.
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow